УЧЕНЬЕ — СВЕТ

Какой образ формируется у человека внутри. Кем он становится, по сути? Умеет ли он отличать добро от зла? Может ли он свои знания применять в ежедневной практике?

0
129

«В современном мире не самое главное получить высшее образование – это слишком доступно. Но вся суть скрывается в самом слове «образование» (от сл. «образ»), т.е. какой образ формируется у человека внутри. Кем он становится, по сути? Умеет ли он отличать добро от зла? Может ли он свои знания применять в ежедневной практике? И допустим, английское слово «education» говорит о том, что образование — это то, что внутри человека, что нужно достать из человека, его потенциал. Образование — это умение правильно использовать в жизни тот потенциал, который заложен внутри каждого человека Творцом».

Виталий Любченко

mg_32474444

-Расскажите, пожалуйста, какое у Вас образование. Где Вы обучались и по какой специальности?

Виталий Любченко: Я окончил Таганрогский Государственный Педагогический Институт по специальности «социальный педагог». В 2010 году получил второе высшее образование в Российской Христианской Государственной Академии по специальности «религиовед».

-Как Вам в жизни помогло образование и насколько важную роль оно играет для Вас?

В.Л.: Образование играет в моей жизни ключевую роль. Именно образование помогает мне осуществлять мою профессиональную деятельность. Во-первых, я являюсь ответственным лицом в Южном Епархиальном Управлении по вопросам духовного просвещения, т.е. я веду совместные проекты с образовательными учреждениями нашей страны. А во-вторых, образование мне помогает четко и ясно формулировать свои мысли, что очень важно в проповеднической деятельности. Так же с помощью образования, которое у меня есть, я могу здраво оценивать ситуации в мире и понимать вопросы в различных сферах жизни.

-На каком этапе жизни вы осознали, что важно учиться и развиваться?

В.Л.: Практически с самого детства. Когда я пошел в школу, я понимал, что нужно хорошо усваивать предметы для того, чтобы в дальнейшем быть высококлассным специалистом. Этому меня научили родители. Отец мой был интеллектуалом: много читал, много знал и мне всегда это нравилось. С самого детства, так сказать, я был заражен идеей образования. Когда я заканчивал 9 класс, то уже знал, что пойду в 10-11 классы, а после буду поступать в институт.

-Были ли периоды, когда хотелось все бросить? И что вам помогло довести начатое до конца?

В.Л.: Конечно! Был даже период, когда я бросил институт. Это был 1993 год. Я как раз поступил в хороший институт, пройдя очень серьезный отбор. Для того чтоб это сделать, я постоянно готовился и в школе, и с репетиторами дополнительно. Но, тем же летом умер мой отец, поэтому проучившись всего лишь два месяца, я оставил учебу по ряду причин. Нужно было выживать после трагедии, которая случилась в семье. Это было сильным ударом для моей жизни и жизни семьи в целом. Я не мог продолжать учиться. Но, несмотря на все, передо мной всегда стояла задача выучиться. Занимаясь предпринимательством, уже в 2000 году, я продолжал идти к своей цели, к своей мечте и вновь поступил в тот же ВУЗ на тот же факультет. И в 2005 году окончил институт. Всегда мечтал быть педагогом. Может быть, это не в полной мере отобразилось в моей жизни, но сегодня я могу сказать, что мне очень помогает педагогическое образование.

— Смогли ли Вы на сегодняшний момент применить в жизни педагогическое образование? Продолжаете ли Вы развиваться в этом направлении?

В.Л.: Несмотря на то, что я не стал светским педагогом, но религиозным учителем меня назвать точно можно! И до сих пор я эту мечту не оставляю. В данный момент я учусь уже в аспирантуре РХГА (Русской Христианской Гуманитарной Академии) и полон надежд, веры и стремлений, что и в нашей стране светское образование будет подниматься на новый уровень. Верю, что в христианской среде будет появляться все больше профессиональных педагогов и учителей, которые будут преподавать во всех ВУЗах и школах нашей страны. Почему это важно? Я верю, что педагог-христианин — это человек просвещенный, который внутри себя несет правильные библейские ценности. Именно такой педагог будет не просто передавать детям знания, а будет являться образцом для подражания. К сожалению, это сейчас утеряно, и дети ищут для себя другие примеры. Но я считаю, что в сфере образования должны быть просвещенные люди.

-Какой совет Вы можете дать молодым людям, которые ищут себя, пытаются понять в какой сфере они хотят развиваться? И от чего важно отталкиваться в принятии такого важного решения, как будущая профессия?

В.Л.: К сожалению, к советам взрослых молодые люди прислушиваются не так часто. Но один из ключевых советов, который я могу дать — это чтобы молодые люди сконцентрировались больше на личной подготовке, т.е. всегда занимались самообразованием. Сегодня век интернета и можно все спросить у поисковой системы и получить ответы на большинство вопросов, но важно быть не просто «напичканным» знаниями. Главное, что отличает человека, обладающего знаниями от просвещенного человека – это то, что человек просвещенный может оперировать своими знаниями для пользы профессии, семьи и общества в целом. А тот, кто просто обладает определенными знаниями, увы, не всегда умеет их использовать в своей жизни. Образование не должно быть заброшенной библиотекой, наполненной книгами, которые никто не читает. Образованный человек должен быть посвященным, открытым, добрым, работать на благо миру и семьи. Всем молодым людям я советую не просто стремиться к получению знаний, а к созданию определенного образа внутри себя.

-Кто для нас является главным образом и примером в сфере образования?

В.Л.: Образ самого лучшего и главного Героя, который был, есть и будет — это образ Иисуса Христа. Мы понимаем, что Он не оканчивал институтов, но Он, как Сын Божий, обладал исключительными и абсолютными знаниями. Можем ли мы сказать, что Он был образован?! — Он был просвещенный, т.е. понимал, как знания, которыми Он обладал, превратить во благо для народа. Я понимаю, что многие люди не могут определиться с выбором своей профессии. Так бывает в более 50% случаев.

— Как понять, в каком направлении стоит двигаться в жизни, какое образование получить?

В.Л.: Отталкиваться важно от того, что у тебя лучше всего получается, и от чего ты больше всего испытываешь страсть и азарт. Вообще это проблема решается раньше и ответственность родителей в семье заключается в том, чтобы прививать детям любовь к делу и профессиям. Родители должны научить детей мечтать. Важно, чтоб они помогали детям раскрывать свой потенциал. Но не стоит сильно переживать, если человек выбрал в процессе обучения, как ему кажется, неверное направление. В этом нет ничего страшного. Лучше что-то делать и ошибаться, чем ничего не делать и остаться в состоянии пустоты и абстракции, а в итоге прийти к банкротству. Я знаю много успешных и влиятельных людей, которые выбрав какое-то образование, занимались совершенно другой деятельностью. И таких людей много в российской науке и в других сферах. Но, прежде всего, стоит отталкиваться от своей внутренней страсти. Если ты верующий человек, то самое главное — это быть в совете с Господом, быть внимательным к деталям и жизненным обстоятельствам. Бог помогает нам с ответами также и через советы мудрых и благочестивых людей. А если мечта была, то она всегда будет жить.

— О чем Вы мечтали в школьные годы?

В.Л.: Я всегда с самой школьной скамьи хотел быть педагогом. И даже все оставив, мечта заставляет жизнь давать тебе новые и новые возможности для того, чтоб ты вернулся к ее реализации. Это такой закон – неписаный, духовный, как хотите, называйте его. Но если есть внутри сильное жгучее желание что-то иметь, чем-то заниматься, то каждый раз будут появляться новые и новые возможности для тебя. Даже оставив получение высшего образования, я через семь лет к нему вернулся. Может быть, закончил его позже, чем мои сверстники, но у меня есть преимущество — я его закончил в зрелом возрасте и по-другому уже смотрю на эту профессию. Очень важно, даже получив образование, продолжать развиваться. Мир слишком быстро меняется и обновляется, поэтому необходимо трудиться над созданием внутреннего духовного образа, о котором мы говорили. В Евангелии сам Иисус нам сказал: «Будьте совершенны, как совершен Отец наш небесный» (Мф.5:48). Постоянное саморазвитие! Постоянное получение необходимых знаний для практического применения!

-Как обучение человека может повлиять на его становление как личности?

В.Л.: Человек, просвещенный, всегда идет впереди. Часто мы видим харизматичных и активных личностей, лидеров по своей натуре, но всегда они будут нуждаться в образованных людях. У любой харизматичной и сильной личности должны быть советники и эксперты. Поэтому образование всегда будет ставить человека на ступень выше других. Я имею в виду образование как то, что ты умеешь применить практически.

— Русская пословица гласит: «Ученье — свет, а неученье — тьма», а в Библии написано: «Вы свет миру». Как Вы думаете, это взаимосвязано?

В.Л.: Конечно, это связано. На христианах лежит ответственность принести свет Божьего Слова в мир. «Ученье — свет, а неученье — тьма» говорит о том, что люди могут обладать даже академическими знаниями, но быть абсолютно непросвещенными: они не могут отличать добро от зла, доверяют информационной лжи, могут быть ангажированными и неверно обученными. Поэтому, как христианин, я обязан быть светом этому миру и принести свет Евангелия. Мы живем во время религиозного экстремизма. Религия стала оружием в руках террористов и люди очень обеспокоены: им везде мерещатся секты, тоталитаризм и деструктивные элементы в религии. А мы, как христиане ответственны за то, чтоб люди в нашей стране, особенно люди с академическим образованием, учителя, педагоги, преподаватели науки услышали о том, что есть истинна из первых уст, т.е. от нас. Но для того, чтоб нам вести с ними полемику о Евангелии, конечно, нам нужно иметь образование, как язык науки.

— Многим известно, что большинство ученных, таких как Альберт Эйнштейн, Галилео Галилей, Исаак Ньютон и др., были христианами. Их научные открытия как-то связанны с их верой в Бога?

В.Л.: Конечно! Я уверен, что вера в Бога всегда мотивирует человека развиваться. Если человек имеет живые взаимоотношения с Господом, он будет всегда идти вперед. Мы видим из Писания, что люди, которые добились определенных успехов в жизни — это люди, которые пошли дальше других. В этом плане великие ученые — это ученые, которые пошли дальше других. Что ими двигало? Что их мотивировало? Это конечно вера в Бога и неутомимая внутренняя страсть понять Творца, приблизиться к Нему. Через внутренние вопросы и поиск люди всегда ставят перед собой новые задачи, решая их, развиваются и узнают что-то новое. Для науки новое – это, конечно, открытия и достижения. Внутри каждого есть потенциал, который мы обязаны развивать и принести, как говорит Библия, плод. Для ученых плод — это их научные открытия, для людей искусства это могут быть какие-то произведения искусства, для строителей — это архитектурные сооружения и т.д. Человеком всегда будет что-то двигать. Верующим человеком однозначно и, несомненно, движет его вера!

С уважением, Заместитель председателя Централизованной религиозной организации Южное епархиальное управление Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) по духовному просвещению, пастор

Любченко Виталий Викторович